www.mentalritm.ru


Медитация с использованием
комплексной аудиовизуальной стимуляции.

 

врач психотерапевт, психиатр высшей категории Филимонов М.О.

 

Что такое медитация.

С давних пор научное познание мира было ориентировано на факты, объективные свидетельства и логический анализ. Параллельно с этим способом познания существовал другой – познание мира через раскрытие новых способов восприятия и осмысления действительности, через медитацию.

Слово «медитация» происходит от латинского корня «meditor», что означает «размышлять», или «обдумывать». Возможно, более близким синонимом будет такое понятие как «созерцание».

В любом случае, медитация - это умственные действия, которые приводят психическое состояние человека в состояние углубленности и сосредоточенности.
Длительное размышление о каком-то предмете, явлении или процессе, при котором все остальные, посторонние объекты не проявляются в сознании медитирующего, формирует новое качество восприятия и осознания, не доступное в состоянии привычного бодрствования.

Попробуйте длительное время думать о чем-то одном, и Вы обнаружите, что мысли рассеиваются и перескакивают с одного на другое. Вместе с переключением внимания многие свойства предмета осмысления так и остаются нераскрытыми. Для возвращения к их анализу приходится прилагать определенные умственные усилия.
Медитация, со своей стороны, позволяет неопределенно долго без напряжения удерживать свое внимание на предмете медитации, достигать осознания всех особенностей, глубинных связей и сущностной значимости объекта медитации.

Для примера это положение можно проиллюстрировать следующим мысленным экспериментом.
Представьте, что в качестве объекта медитации Вы используете спичечный коробок.
Подумайте о том, что Вы поставили его на расстоянии в полуметре от себя, предварительно рассмотрев со всех сторон. Теперь подумайте, что Вы закрыли глаза и представили спичечный коробок таким, каким Вы видели ее с того места, на котором Вы находились. Теперь представьте, что Вы как будто смотрите на спичечный коробок сзади. А затем, так как если бы Вы смотрели на предмет с обеих сторон сразу.
Для этого Вам потребуется избавиться от мысли, что Вы находитесь напротив предмета лишь с одной стороны, а воспринимать спичечный коробок с обеих сторон сразу.
Теперь вообразите, чтобы Вы рассматриваете спичечный коробок, глядя на него сверху. Для этого Вы мысленно перенесли свое сознание на потолок. Затем представьте, что Вы медленно обходите на небольшом расстоянии спичечный коробок вокруг, рассматривая его последовательно с разных сторон, даже снизу, со стороны пола.
Наконец, пробегая через все эти Ваши восприятия последовательно и все увеличивая скорость, Вы все образы, полученные Вами с разных точек зрения, сливаете в одно представление, и охватываете спичечный коробок таким, каков он есть в действительности, независимо от Вашего положения относительно него.

Обычное внимание дает человеку способность осознавать точки зрения на объект медитации разрозненно. В отличие от этого, во время медитации объект не строится в сознании из фрагментов, а проявляется целиком, мгновенно, что является важной особенностью медитативной практики.

В. Сидоров пишет: "... Между обычным умственным напряжением и состоянием медитации нет непреодолимой пропасти,... все отличие между ними, очевидно, заключается лишь в качестве сосредоточенности. Медитация - собранность внимания необычного рода и силы, когда человек как бы целиком сливается с предметом размышления. Это состояние - по большей части бессознательно - испытывали пишущий стихи и музыку, художник, артист. Но не только они. Каждый из нас, если разобраться, переживал когда-то такие моменты... В процессе медитации человек как бы пробивается к сокровенно-глубинному пласту своего существа, к своему так называемому высшему "Я"... Начинают активно работать планы подсознания, вступают в действие механизмы интуиции, и вопросы получают молниеносно-мгновенное и четкое решение. Мы привыкли называть это озарением, экстазом".


Цели медитации.

Для всех медитативных практик важным является уход от напряжения, отрешенность от внешних объектов или внутренних переживаний, не являющихся объектом медитации.
Хотя сама по себе медитация является особой формой распределения внимания, люди придают медитативным практикам особый смысл в зависимости от вероисповедания, личностных мотивов, тех возможностей, которые открывает новое состояние сознания.

Обычно в качестве целей медитативной практики называют:
- повышение интеллектуальных способностей, глубины восприятия действительности;
- выработка чувства глубинного спокойствия, приобретение способностей к управлению нервно-психической сферой;
- развитие чувства гармонии, красоты;
- достижение более высокого уровня осознания своих поступков, мотивов, взаимоотношений, постижение высших ценностей.

Практика медитации имеет непосредственное отношение к личностному росту. Обычно Вы отсекаете часть информации об окружающем, воспринимаете ее выборочно, а на происходящее отвечаете заученными реакциями. Это не позволяет Вам полностью осознавать свое существование, мешает Вашему развитию.
Навык концентрации внимания, достигаемой в медитации, будет распространяться на другие области Вашей жизни. Вы обнаружите, что становитесь способны распознавать те привычные схемы восприятия, мысли и чувства, которые прежде оказывали громадное влияние на Вашу жизнь, оставаясь в то же время вне пределов досягаемости Вашего сознания.
В результате медитации приходит понимание того, что представления о жизни часто оказываются условны и, если и не искажают действительность, то соответствуют ей лишь приблизительно.

Общаясь с человеком, мы часто видим не его личность, а то или иное клише присутствующее в нашем бессознательном: «толстяк», «баба», «бюрократ», «эгоист», «добряк». Бесстрастная позиция наблюдателя, какому учит медитация, необходима, чтобы освободиться от клише и увидеть человека таким, какой он есть: уникальным, неповторимым, со всеми противоречивыми чертами и особенностями.

В процессе медитации сознание избавляется от автоматизма, поднимается на более высокий уровень.

Переживания во время медитации помогают человеку по другому взглянуть на свою жизнь, расставить акценты, обозначить новые цели.
Медитация может быть использована при поиске путей решения сложных жизненных проблем. Под ее влиянием возрастает способность человека использовать творческий потенциал и сделать свою жизнь более целеустремленной.


Медитация дает отдых нервной системе, повышает работоспособность. В процессе медитации улучшается сбалансированность функционирования вегетативной нервной системы. Этот благоприятный эффект сохраняется и после того, как завершив сеанс медитации человек переходит к обычной деятельности. Поэтому занятия медитацией помогают переносить стрессовые ситуации, являются профилактикой психосоматических заболеваний.

Медитация оказывает влияние на характер функционирования полушарий головного мозга.
Полушария мозга специализированы: каждое из них обладает определенными функциями. В ведении левого полушария находятся такие виды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, решение задач, требующих применения логики. Левое полушарие ведает рациональным, аналитическим мышлением. Правое же полушарие имеет прямое отношение к образному, синтетическому восприятию действительности, эмоциональным реакциям.
Полушария мозга соединяются мозолистым телом — пластом нервных волокон. Оно делает возможной коммуникацию между полушариями.
В жизни функции двух полушарий должны дополнять друг друга. Правое имеет преимущество в сфере неизвестного, нового, парадоксального, неопределенного, нешаблонного. Левое - упорядочивает и систематизирует опыт, позволяет избежать хаоса и неразберихи.
Процесс медитации улучшает синхронизацию деятельности полушарий, выравнивает их активность, облегчает межполушарный перенос информации.


Практика медитации.

Процесс медитации с использованием стимульного материала для комплексной аудиовизуальной стимуляции включает три стадии:
- расслабление,
- сосредоточение,
- собственно медитативное состояние, глубина которого может быть различной и зависит, в частности, от опыта занимающегося и его предварительного состояния сознания.
  
Расслабление.
Устранение чрезмерного нервно-мышечного напряжения (релаксация) является непременным условием начала медитации.

При медитации следует сесть на стул, или табурет. Ноги должны быть расставлены примерно под углом 90 градусов, и согнуты в коленях примерно под углом 90 градусов. Ступни всей поверхностью касаются пола.
Спина и шея должны быть выпрямлены, как будто Вас подвесили за макушку головы к потолку. Руки свободно лежат на коленях. Ладони раскрыты. Взгляд – прямо перед собой.

Для достижения расслабления сначала напрягите одновременно мышцы всего тела и затем предоставьте им самим расслабиться.
При напряжении всех мышц ног, рук и туловища необходимо сосредоточить внимание на солнечном сплетении, представить, как в нем собирается напряжение из всего тела. Удерживайте напряжение так долго, как можете, пока не почувствуете желание распустить собранный в тонусе мышечный каркас.
При релаксации мысленно представьте и почувствуйте, как из солнечного сплетения разливается по всему телу расслабление, доходя до кончиков пальцев ног и рук. Это похоже на то, как теплая вода растекается из опрокинутого кувшина: тело ощущает приятное тепло, возникает приятное спокойствие и внутренняя тишина.

Расслабятся все мышцы Вашего тела за исключением тех, что находятся в тонусе для поддержания Вашего позвоночника в выпрямленном состоянии.


Сосредоточение.
Расслабившись, Вы сократили число нервных импульсов, идущих к центральной нервной системе от мышечного аппарата Вашего организма.

Теперь сосредоточитесь на своем дыхании.
Используйте технику «полного дыхания» через нос: на вдохе сначала наполняется воздухом нижняя часть легких; живот при этом выпячивается вперед. Затем следует поднятие грудной клетки от нижней части к верхней. По туловищу проходит «волна расширения». Для того чтобы это было естественным, позвоночник следует продолжать держать прямо.
Затем, на выдохе, «волна» проходит в обратном направлении: сначала спадает и чуть втягивается внутрь живот, затем — грудная клетка.

При таком типе дыхания легкие получают необходимое количество кислорода, а достаточная вентиляция ведет к общему уменьшению числа дыхательных движений в минуту. Грудная клетка получает оптимальное количество нервных импульсов, а органы брюшной полости легкий ритмичный массаж.

Далее сосредоточитесь на ритме дыхания: вдох плавно переходит в выдох, причем продолжительность их равна, например 3:3 или 6:6. Полезно при этом представить себе качающийся маятник, который раскачивается все медленнее и медленнее. Легкие как бы застывают в чрезвычайно медленном вдохе, который затем плавно переходит в длительный спокойный выдох. Вдыхать следует как можно медленнее, чуть сдерживая дыхание, так что черта между вдохом и выдохом стирается. Критериями допустимого замедления дыхания являются сохранение комфортного состояния и ясного сознания. Чрезмерные попытки «подавить» дыхание вредны, кроме того, эффект может быть обратным: дыхание начнет «взрываться», что недопустимо.

Далее, чтобы отключиться от мыслей, необходимо создать нейтральный фокус внимания. Распределите свое внимание на окружающих Вас звуках, на изображении и мерцающих цветах экрана, на ощущениях собственного тела.
Взгляд не фиксируется жестко, а как бы покоится на экране, впуская в глаза все происходящее.

Сосредоточьтесь на настоящем моменте: все, что происходило ранее, уходит на задний план, становится неважным. То, что Вас ждет потом, Вас пока не интересует. Имеет значение только происходящее сейчас. Отложите контроль над правильностью Ваших действий. По окончании медитации Вы сможете оценить эффективность Вашего внимания, или свои ощущения. Во время медитации оценкам и суждениям места нет.

Поначалу внимание неизбежно будет рассеиваться, появятся блуждающие мысли. Не следует бороться с ними, гнать их прочь. Важный принцип медитации - пассивность отношения, «пусть это произойдет само собой». Пусть мысли приходят и уходят, не старайтесь активно отделаться от них. Мягко вернитесь к окружающим Вас звукам, изображению на экране, не заботясь о том, как часто Вам придется это делать.

Медитация никогда не бывает непрерывной устойчивой концентрацией внимания. Иногда Вы отвлекаетесь, или бывают моменты, когда Вы приближаетесь ко сну, начинаете дремать.
Медитацию можно сравнить с путешествием в область, расположенную между сном и повседневным сознанием.
Сталкиваясь по дороге с мыслью или усталостью, Вам не следует защищаться от них, а просто отметить их появление и продолжить путешествие.

После того, как достаточная концентрация внимания достигнута процесс перейдет в третью стадию, то есть стадию собственно медитации.


Собственно медитативное состояние.
Анна Вайз (Anna Wise) в ее книге «Высокий уровень сознания» подошла к рассмотрению процесса медитации не с точки зрения содержания объекта медитации, а с точки зрения состояния биоэлектрической активности головного мозга.
Основываясь на работах Максвела Кейда (Maxwell Cade) и Нона Коксхеда (Nona Coxhead), изучавших примеры проявления волн мозговой активности у дзен-медитирующих на разных стадиях медитации, а также собственных исследованиях она показала, что достичь медитативного состояния сознания можно путем управления волнами мозговой активности.
Она приводит информацию о связи между индивидуальными ощущениями, впечатлениями, а также состояниями тела, которые люди испытывать в состоянии медитации, и волнами мозговой активности. По мнению Анны Вайз (Anna Wise), состояния, возникающие в процессе медитации можно условно разделить на шесть уровней. Достижение каждого последующего уровня зависит от умения медитирующего настраивать биоэлектрическую активность головного мозга нужным образом.

Нулевой уровень.
Психофизиологическое состояние: поток мыслей, рассеянное внимание, начало расслабления и успокоения.
Биоэлектрическая активность головного мозга: доминируют бета волны, часто в сочетании с другими, перемежающиеся альфа волны.

Первый уровень.
Психофизиологическое состояние: туманное состояние, иногда ощущения легкого головокружения, отрывочные мысли, засыпание, или состояние близкое ко сну.
Биоэлектрическая активность головного мозга: снижение активности бета волн, перемежающиеся, но более сильные альфа волны.

Второй уровень.
Психофизиологическое состояние: приближающееся чувство покоя, спонтанная активизация воображения, иногда отрывочные воспоминания из детства, внимание несколько рассеянное, ощущение перехода в состояние медитации.
Биоэлектрическая активность головного мозга: ослабление бета волн, усиление альфа волн, временами появляющиеся и пропадающие тета волны.

Третий уровень.
Психофизиологическое состояние: возрастающее чувство стабильности, уверенности, ощущение легкости, полета, концентрация внимания, активность воображения.
Биоэлектрическая активность головного мозга: значительно ослабленные бета волны, непрекращающиеся альфа волны, постоянные, или часто появляющиеся тета волны с увеличенной амплитудой.

Четвертый уровень.
Психофизиологическое состояние: чувство прислушивания к дыханию, ощущениям в теле, ощущение размытости границ тела, тяжести или легкости, изменения схемы тела, оцепенения, погружения во внутренний мир.
Биоэлектрическая активность головного мозга: значительно ослабленные бета волны, непрекращающиеся альфа волны, возрастающая активность тета волн.

Пятый уровень.
Психофизиологическое состояние: прояснение сознания, чувство глубокого удовлетворения, состояние готовности, спокойствия и отрешенности, ощущение ускользания из окружающей среды или границ собственного тела, чувство контроля над воображением, активизация интуиции, спонтанного постижения важных вопросов, возможность сознательно очищать мозг от мыслей, или концентрированно обдумывать что-либо.
Биоэлектрическая активность головного мозга: контролируемое появление бета волн, непрекращающиеся альфа волны, непрекращающиеся тета волны.

Шестой уровень.
Психофизиологическое состояние: появление новых, необычных ощущений, объединение противоположных позиций на более высоком уровне, ощущение окруженности светом, духовного знания, чувство необъяснимого спокойствия, познания.
Биоэлектрическая активность головного мозга: возможны варианты с равномерным присутствием бета волн, альфа волн, тета волн, дельта волн, или доминирование альфа волн, тета волн, дельта волн.


Стимульный материал для медитации серии AUDIO-VISUAL DVD RELAX SYSTEM позволяет переходить с уровня на уровень благодаря эффекту синхронизации мозговых волн.
Еще в 1940-х годах исследователь Грей Вальтер (Walter) обнаружил, что волны, отражающие биоэлектрическую активность головного мозга, имеют тенденцию вторить мерцающему свету. Позже было обнаружено, что звуки могут давать подобный эффект, если они имеют характер пульсации или бинаурального звучания.


В стимульном материале для тренинга комплексной аудио-визуальной стимуляции «МЕДИТАЦИЯ ЦВЕТ КРАСНЫЙ» использована частота стимулирования рецепторов в низком «Бета» диапазоне, соответствующем сенсомоторному ритму.
Этот ритм усиливает воздействие красного цвета, способствует пластичности процессов мышления, улучшению восприятием собственного тела, координации и активизации внимания, направленного вовне.

Красный цвет усиливает деятельность симпатической нервной системы. Он вызывает ощущение разогревания, увеличивает мускульное напряжение, ускоряет кровообращение, вызывает повышение артериального и внутриглазного давления.

Красный цвет увеличивает скорость движений, резко повышает работоспособность. Это активный, возбуждающий цвет. Он создает ощущение ускорения течения времени, направляет внимание на внешний мир, создает желание действовать. Возбуждение, вызываемое красным цветом, носит физиологический, сексуальный характер.


В стимульном материале для тренинга комплексной аудио-визуальной стимуляции «МЕДИТАЦИЯ ЦВЕТ ЖЕЛТЫЙ» использованы частоты стимулирования рецепторов в низком «Бета» и низком «Альфа» диапазонах.
Низкая «Бета» усиливает воздействие желтого цвета, способствует пластичности процессов мышления, улучшению восприятием собственного тела, координации и активизации внимания, направленного вовне.
Нижняя «Альфа» способствует освобождению от агрессивности, тревожности, соединению с интуитивными способностями.

Желтый цвет наполняет человека энергией, однако, в отличие от энергии красного цвета, не возбуждает, а стимулирует.

Желтый цвет оказывает положительное влияние на интеллект и интуицию. Он позволяет познать и лучше понять собственные и чужие потребности. Желтый цвет способствует решению задач. Он весьма гибок и всюду проникает.
Этот цвет поможет почувствовать себя достаточно свободным, чтобы преодолеть границы, зачастую являющиеся лишь плодом собственного воображения.

Благодаря своему родству с солнцем желтый цвет является антиподом негативных ощущений. Вместо апатии и равнодушия появляется чувство спокойной и лучистой радости.

Желтый цвет - тонизирующий, физиологически оптимальный, стимулирует зрение и нервную деятельность, возбуждает попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что способствует обострению слуха. Он слегка ускоряет пульс, не увеличивая кровяное давление, улучшает пищеварение. Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность.


В стимульном материале для тренинга комплексной аудио-визуальной стимуляции «МЕДИТАЦИЯ ЦВЕТ ЗЕЛЕНЫЙ» использованы частоты стимулирования рецепторов в «Альфа» диапазоне, создающие состояние безмятежности, спокойной созерцательности, умиротворения, благополучия, расслабленного бодрствования, ощущение целостности, взаимосвязи соматического и психического.

Зеленый цвет связан с процессом развития органической жизни и является символом роста, движения, возрождения природы.
Стимуляция зеленым цветом - это развитие сердечности в человеке, он как бы соединяет психический и физический уровни.

Зеленый цвет является средством, укрепляющим нервную систему и оказывающим на нее гармонизирующее и стабилизирующее влияние.
Зеленый цвет снижает боль, усталость, нормализует кровяное давление, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную
работоспособность.
Зеленый цвет ослабляет возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляет или компенсирует громкость шумов.


В стимульном материале для тренинга комплексной аудио-визуальной стимуляции «МЕДИТАЦИЯ ЦВЕТ СИНИЙ» использованы частоты стимулирования рецепторов в «Тета» диапазоне. «Тета» ритм вызывает релаксацию, снижает критичность мышления, облегчая доступ к бессознательному, пробуждает свободные ассоциации, раскрывает творческие возможности, способствует интуитивному познанию, позволяет легко усваивать информацию, требующую механического запоминания.

Синий цвет дает ощущение простора, прохлады и покоя.
Это символ сознания, глубины, внутреннего источника жизни, цвет спокойствия и умиротворения. Он зовет к бесконечному, к сверхчувственному.
При восприятии синего цвета время сильно недооценивается.

Под воздействием этого цвета у человека уменьшается уровень тревожности, снижается мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивается пульс и замедляется ритм дыхания. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему, ослабляет возбуждение слухового центра.

Синий цвет снижает проявление эмоциональности. Он повышает способность к осознанному проявлению сильных эмоций. Он также улучшает познавательные процессы, усиливая ощущение единства с окружающим миром.


В стимульном материале для тренинга комплексной аудио-визуальной стимуляции «МЕДИТАЦИЯ ХРОМАТИЧЕСКИЙ СПЕКТР» использованы частоты стимулирования рецепторов от «Бета» до «Тета» диапазонов.
Частоты постепенно сменяют друг друга, синхронно с изменением цветовой гаммы, что позволяет глубже погрузиться в восприятие цветовых оттенков.

Цвета также постепенно сменяют друг друга, проходя все оттенки.


Использование стимульного материала для тренинга комплексной аудио-визуальной стимуляции при медитации лучше начинать с «МЕДИТАЦИЯ ЦВЕТ КРАСНЫЙ», затем использовать «МЕДИТАЦИЯ ЦВЕТ ЖЕЛТЫЙ», «МЕДИТАЦИЯ ЦВЕТ ЗЕЛЕНЫЙ», «МЕДИТАЦИЯ ЦВЕТ СИНИЙ», «МЕДИТАЦИЯ ХРОМАТИЧЕСКИЙ СПЕКТР» - по порядку.
На работу с каждой программой желательно отводить два – три месяца при условии регулярных ежедневных занятий.

Каждая программа позволяет научиться лучше контролировать биоэлектрическую активность головного мозга в определенном диапазоне.
«МЕДИТАЦИЯ ХРОМАТИЧЕСКИЙ СПЕКТР» позволяет интегрировать навыки управления биоэлектрической активностью головного мозга, переходя от одного диапазона мозговых волн к другому, и, в конечном итоге, сформировать ту представленность диапазонов волновой активности, которая является оптимальной для медитирующего на данном этапе его практики.

Работу с каждой программой следует начинать с короткого промежутка времени, уделяя медитации 5 – 7 минут, не более. Затем программу следует выключить, и еще некоторое время просто посидеть в затемненном помещении, позволяя впечатлениям от медитации зафиксироваться в сознании.
Выход из медитации должен быть плавным. Закончив медитацию, следует некоторое время находиться в той же позе, прекратив, однако концентрацию внимания.
Затем проделайте медленные движения головой, поворачивая ее из стороны в сторону, несколько раз закройте и откройте глаза, разомните слегка плечевые суставы.


Постепенно время работы с программой можно увеличивать. Динамика прироста времени медитации должна определяться чувством комфортности ощущений, отсутствия напряжения. В конечном итоге медитирующий доходит до полного просмотра всей программы.



Медитативные упражнения должны выполняться в спокойном месте, желательно
в отдельной затемненной комнате.
Посторонние шумы, звуки, вроде громкого смеха за стеной, или стука молотка, гудков автомобилей, звонков телефона, а также возможное вторжение в комнату других людей недопустимы.
На способность погрузиться в медитативное состояние значительно влияет ощущение безопасности. Человеку необходимо почувствовать, что никто не может вторгнуться в мир интимных переживаний его медитативного состояния.

Помещение должно быть проветрено перед началом занятия, быть теплым, без сквозняков и резких запахов.

После приема пищи медитировать следует не ранее чем через два часа.
Нельзя медитировать после принятия алкоголя, сразу после курения или приема стимулирующих напитков, например, кофе.

Лучше всего изо дня в день придерживаться одного и того же времени для медитации. Удобно вводить время для упражнений в свой ежедневный график, например, утром после пробуждения или вечером перед ужином.


Большинство людей, работая со стимульным материалом для комплексной аудио-визуальной стимуляции, испытывают усиливающиеся от сеанса к сеансу чувства покоя, умиротворенности, улучшения настроения, повышения работоспособности. Несколько позже приходит углубленное понимание себя и окружающего мира.



Литература:
Бреслав Г.Э. «Цветомедитация: механизмы и техники коррекции», СПб., 2007.
Каганов Л., «Медитация – путь к себе», М., 1990;
Каптен Ю.Л., «Основы медитации», СПб., 1991;
Anna Wise, «The High-Performance Mind», Tarcher, 1997;
Dave Siever. «The rediscovery of audio-visual entrainment technology» - Comptronic Devices Limited, Edmonton, Alberta, Canada, 2000.

 

 

вернуться в раздел Литература об аудио-визуальной стимуляции

 

 

HotLog

 

 

 

 

 

"YandeG" - рейтинг сайтов
Рейтинг лучших сайтов YandeG
Рейтинг TOP100