www.mentalritm.ru


Описание Взрослого

 

Содержание

Доминирующий тип мышления

Рекомендации по использованию доминирующего типа мышления

Интерпретация параметров интеллекта, используемых в модели Дж. Гилфорда

Авторский коллектив: Филимонов М.О., психотерапевт, Филимонова Г.В., психолог. Волгоград 2001г.

Доминирующий тип мышления

Наглядно - действенное мышление

Наглядно - действенное мышление апробирование свойств объектов, включенных в ситуацию. Открытие в чувственном опыте особенностей взаимодействия со средой и влиянием условий, других людей.Человек испытывает необходимость разобраться во всем на месте. Обязательно нужно увидеть своими глазами, потрогать, услышать для создания когнитивной картины. Мышление насыщенно конкретными деталями, нюансами.

Для реализации такого мышления человеку необходимо "попробовать самому". Ситуативные гипотезы быстро рождаются и тотчас проверяются конкретными действиями. Шутливое название – «метод научного тыка». Получаемый результат сразу же оказывается внедренным в реальность и наглядным. Другой пример - распутывание узлов на веревке путем дерганья за ниточки, переворачивания..

Развитость наглядно-действенного мышления обеспечивает успешность практических действий с физической реальностью, прежде всего "работы руками". Полезно в простых повседневных ситуациях. Превалирует кинестетическая система обработки информации.

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление функционирует на основе представлений предметов, людей, ситуаций. Человек может выходить мысленно за пределы наличной ситуации, видеть с различных точек зрения, менять контекст рассмотрения. Способность мысленно экспериментировать, просматривать ситуацию в развитии по различным вариантам, открывает возможности прогнозирования.

Благодаря включению воображения, такое мышление может выйти за реальные или кажущиеся ограничения и позволяет создавать творческие альтернативы. Способность строить яркие, контрастные, насыщенные деталями образы, которые позволят получить сильный внутренний эмоциональный отклик. Наглядно-образное мышление является необходимым для построения планов и целей повседневной деловой жизни. Превалирует визуальная система обработки информации.

Абстрактно-логическое эмпирическое мышление

Абстрактно-логическое эмпирическое мышление функционирует на основе наблюдений и выводов. Развитый процесс обобщения понимание отношений позволяет замечать, как единичные проявления и факты свидетельствуют о закономерности.

В этом мышлении используются понятия, логические конструкции, обозначаемые словами или схемами. Об эмпирическом характере свидетельствует тесная связь информации, получаемой человеком в процессе деятельности и выводов. Возможность выносить суждения открывает простор для объективного анализа и расстановки приоритетов с учетом многогранных отношений и связей в действительности.

Именно этот тип мышления позволяет человеку делать выводы и изменять в целом направление своей активности, пересматривать позиции и отношения, ставить стратегические цели. Превалирует знаково-символическая система обработки информации.

Абстрактно-логическое теоретическое мышление

Абстрактно-логическое теоретическое мышление функционирует на основе изначально воспринятых знаний обобщенного характера о закономерностях и значимых отношениях окружающей действительности. Понимание принципа, постигнутого на абстрактном уровне, позволяет увидеть и спрогнозировать его воплощение в конкретных проявлениях, предсказать закономерный характер развития событий.

Полнота и разносторонность теоретических знаний определяют эффективность этого типа мышления. Системный подход и дедукция, свободное владение концепциями и ссылка на научно-установленные закономерности создают разноплановое понимание действительности, учитывающее возможности и ограничение человеческой логики.

Общепринятые позиции здесь являются лишь отправной точкой для рассуждений и могут быть пересмотрены, шаблоны отброшены, а критерии эффективности становятся частью согласованной реальности. Данный тип мышления является основой стратегического планирования, создания концепции развития и придания смысла деятельности. Превалирует знаково-символическая система обработки информации.

 

 

Рекомендации по использованию доминирующего типа мышления

Наглядно-действенное мышление

Для обеспечения потока информации, обрабатываемого с помощью этого типа мышления, человека необходимо погрузить в ситуацию, предложив ему съездить на место действия, побывав в гуще событий. Для эффективности осмысления необходимо создавать материальные условия. Если Вы хотите, чтобы он понял Вас - предложите ему в буквальном смысле сесть на Ваше место и осмотреться, взглянуть в глаза присутствующим, если за круглым столом собрались на совещании несколько человек.

С таким человеком эффективнее разговаривать на его рабочем месте или брать его с собой для участия в переговорах, обсуждения проблем с другими людьми. Именно в момент его непосредственного участия можно ожидать наибольшей эффективности и отдачи.

Если Вас интересует исследование объекта, то человек с наглядно-действенным мышлением как никто лучше разберется в конкретных особенностях, обнаружит не прогнозируемые, а существенные при близком рассмотрении свойства.

Не стоит ожидать от него глубокомысленных выводов и прогнозов. Будьте готовы, что выйдя из ситуации, он "выключиться".

Для людей этого типа особенно действенной формой обучения является личный пример ("делай, как я"). 0ни могут уподобляться наставнику, перенимая необходимый способ действия в конкретике, мелочах. Однако спрогнозировать их самостоятельные планомерные изменения чрезвычайно сложно.

Тратить время на теоретическую подготовку таких людей также не целесообразно, лучше включить их в тренинг, в ходе которого вырабатываются отдельные практические навыки. Они хорошо понимают прикосновение, манипуляции тоном. Макеты, модели, прототипы технических условий, агрегаты в руках - хорошие помощники для конструктивной работы с этими людьми.

Наглядно-образное мышление

Информация в наглядно-образном типе мышления поступает в основном через визуальный канал, а потому, чем больше плакатов, фотографий, картин, слайдов будут иллюстрировать Вашу мысль - тем лучше. Широкая жестикуляция руками на уровне глаз и выше, рисующие, указующие жесты, если они будут дополнять Вашу речь, наполненную красочными описаниями с использованием богатства прилагательных - здорово помогут взаимопониманию. Следует отметить, что образность связана с эмоциональностью, а потому доля экспрессивности и театральности в объяснениях будет вполне уместна.

К наглядно-образному интеллекту можно обращаться с предложением представить ситуацию в динамике, путем мысленного эксперимента. При этом Вы можете ожидать получение ценной информации о деталях и конкретных прогнозов, сформулированных описательным языком. Информационная насыщенность образов у такого человека, если уделить им достаточного внимания, может помочь в восстановлении полной картины происходившего. Предложив мысленно переместить объект, оборудование или конкретного человека в другое место или время, Вы получите детальный прогноз "впишется" или нет, какие могут быть неувязки, реакции.

Используемое воображение создает как богатство альтернатив, так и опасность выдать желаемое за действительное (особенно если Взрослый контаминирован Ребенком).

Способность с разных точек зрения взглянуть на происходящее, сочетающееся с яркостью представлений, рождает эмоциональный отклик. Во время разговора такие люди могут хорошо представить свои конкретные цели и задача на будущее, детально описать планируемые действия, создавая мысленную модель. Поскольку люди с таким типом мышления могут сопоставлять образы, то обучение лучше проводить на конкретных примерах или историях, насыщенных жизненными деталями. Можно использовать метафоры, образные сравнения.

Данный тип мышления не приводит к глобальным изменениям, но обеспечивает хорошую и целенаправленную трансформацию в отдельных способах реагирования.

Абстрактно-логическое эмпирическое мышление

Для эффективного информационного обмена данное мышление требует обмена фактами, высказывание гипотез, умозаключений. Словесная информация воспринимается хорошо и может быть дополнена схемами, диаграммами. Для обеспечения эффективности, человеку необходимо дать доступ к достаточному количеству информации для анализа и время.

Обоснование своей позиции, логичность в высказываниях, использование причинно-следственных связей «включают» данный тип мышления. Взаимное добровольное высказывание и обоснование приоритетов порождает конструктивный обмен мнением.

От человека с абстрактно-логическим эмпирическим мышлением можно ожидать выводов относительно текущего положения дел в конкретном предприятии, но не стоит надеяться на продуктивное использование опыта работы в других местах. Тесно контактируя с реальностью, такой тип мышления может обеспечить грамотное построение взаимоувязанных производственных процессов лишь с учетом специфики данной организации по мере накопления опыта работы в ней.

Понимание отношений и объективность анализа делают такого человека эффективным в различных ситуациях меняющейся действительности. Он может выстраивать многоходовые комбинации и схемы коммуникаций с учетом индивидуальных особенностей конкретных лиц.

На основе выводов человек может пересматривать свои позиции и внести значительные изменения в свою деятельность. С человеком, использующим абстрактно-логическое эмпирическое мышление можно результативно обсуждать направление развития предприятия, стратегические цели и задачи, ожидая, что свою деятельность он будет строить с учетом выявленных закономерностей.

Данный тип мышления позволяет извлекать уроки из собственного опыта, а не повторять ошибки (если Взрослый не контаминирован в значительной степени). Способность к прогнозированию с учетом явных или скрытых закономерностей добавляет надежности и рациональности его планам, на что также можно рассчитывать.

Абстрактно-логическое теоретическое мышление

Основным богатством данного типа мышления являются теоретические знания, концепции, законы, почерпнутые в ходе обучения. По сути процесс теоретического познания непрерывен, и книги, профессиональная литература, переданные в руки человеку с абстрактно-логическим теоретическим мышлением приносят огромный практический результат.

Разговаривая с ним необходимо быть особенно внимательным к используемым терминам, поскольку в различных теориях термины могут трактоваться по-разному, лучше сразу оговорить, что мы имеем в виду, используя то или иное понятие. Символы и схемы на доске помогут зафиксировать общее видение. Работая с ним желательно делать ссылки на известные теории и их авторов, что способствует пониманию.

Его опыт разносторонен и основывается на общих законах, а потому приложим к работе на различных предприятиях. Он может быстро сориентироваться в местных условиях, поскольку хорошо вычленяет главное и узнает теоретические закономерности в наблюдаемой действительности. Глубина анализа и системность позволяют использовать его мозги для разработки целостной концепции развития предприятия или подразделения, адаптации технологий, инновационной деятельности.

Для абстрактно-логического теоретического мышления не существует прописных истин, а потому такой человек может найти сокрытое под пеленой привычных представлений. В тоже время существует опасность, что он увязнет в дебрях теоретических изысканий и неразрешенных противоречий, так что его придется периодически «приземлять», соотнося его предложения с практической целесообразностью. Высокая степень обобщения в рассуждениях может вызывать недоучет мелких деталей и «спотыкание» о камушки, туманное видение отдельных шагов.

Вопрос о смысле деятельности является для него важным, и поднимать его следует почаще. Ради идеи такой тип мышления может перевернуть жизнь человека, он обладает мощным организующим влиянием. Выход на практическую деятельность должен предварять концептуальный анализ и теоретические построения.

 

Интерпретация параметров интеллекта, используемых в модели Дж. Гилфорда

Способность к обобщению, группировке сведений

Способность к обобщению, группировке сведений . Высокие показатели свидетельствуют об умении выделять из различных ситуаций повторяющиеся, что позволяет четко обозначить проблему словами. Дела, бумаги систематизируются, что обеспечивает порядок и легкость доступа к информации. Умение классифицировать позволяет упорядочивать потоки информации.

Систематичность способствует преодолению разногласий, умение устанавливать платформу на переговорах. Обобщение является необходимым процессом для выхода на ценностные уровень, перехода от конкретной позиции к принципиальным интересам, от поведения к намерению, что обеспечивает свободу маневра.

В крайней выраженности обобщенность рождает оторванность от чувственно воспринимаемой реальности, а синтетичность - неразборчивость и игнорирование существенных расхождений, что может "аукнуться" в последующем. Опасным является скоропалительное обобщение. При чрезмерной тенденции к обобщению человека нужно притормаживать и погружать в чувственно воспринимаемую реальность, предлагая увеличивать количество и детальность наблюдений, идти на эмоциональный контакт.

Низкие показатели говорят о конкретности, результативности от случая к случаю, разбросанности, затруднению в обучении. Отсутствие классификации может приводить к интеллектуальной путанице, промедлению и непродуктивным поискам нужной информации.

Человеку следует предлагать систематические упражнения на поиск общего и выстраивание классификаций, или делать это самому, предлагая уже готовую интерпретацию.

Способность к пониманию связей, отношений, выделению главного

Способность к пониманию связей, отношений, выделению главного. Высокие показатели говорят об умении разобраться в механизмах возникновения ситуации, выделять запускающие моменты. Расстановка приоритетов и сосредоточение на главном позволяют успевать реализовывать существенные для жизни или производства начинания. Понимание связей дает возможность логически обосновывать принимаемые решения или просьбы, проследить тенденции развития, рассматривать существование объектов и людей не изолированно, а с учетом взаимного влияния, что повышает объективность.

В крайнем выражении - приводит к замыканию в структуре логики. Следует привлечь внимание к значению спонтанного, случайного, иррационального и апеллировать к вероятностной логике.

Низкие показатели говорят о случайности, необоснованности совершенного выбора, непроизводительных потерях рабочего времени, наличии излишней субъективности. Для такого человека жизнь состоит из разрозненных кусочков, в которых доминируют личные сиюминутные интересы. При слабой способности к пониманию отношений придется давать интерпретации и пояснения, оживляя интуитивную логику.

Системное мышление, понимание структурированных комплексов взаимосвязанных частей

Системное мышление, понимание структурированных комплексов взаимосвязанных частей. Высокие показатели свидетельствуют о целостном подходе к рассмотрению ситуации или явления. Событие может быть проанализировано в различных содержательных плоскостях (например, с точки зрения влияния на сотрудников, на производственную цепочку, на общественное мнение, на затраты, политику руководства).

Умение мыслить системно предполагает понимание значения каждого элемента в соответствии с его окружением, взаимным влиянием. Частное и целое здесь неразрывно соединены, а проблема может быть легко озвучена как на уровне действий конкретного человека, так и на уровне предприятия в целом. Понимание системного влияния позволяет выбрать наиболее простую точку приложения усилий, прогнозируя изменения во всей системе, в том числе и в наиболее сложном, проблемном участке.

Зацикленность в системном мышлении может приводить к нарушению взаимопонимания с людьми, не обладающими этой способностью, переживания невозможности передать свое видение, т.к. фрагментация приводит к нарушению структуры.При зацикленности в системном мышлении человек нуждается в освоении техник деловой коммуникации и управлении информационными потоками в межличностном общении.

Низкие показатели свидетельствуют, что в поле зрения человека находится небольшой участок деятельности, чаще всего связанный непосредственно с ним, или с его отделом, что вызывает замыкание в собственных интересах. Отсутствие системности в решениях приводит к нарастающему потоку ошибок, из-за недоучета взаимного влияния, что в конечном итоге приведет к необходимости решения вороха локальных проблем и, в значительной степени, может дезориентировать сотрудника, сбить с "пути истинного". При слабости системного мышления с человеком необходимо установить достаточный уровень доверия и уважения во взаимоотношениях, чтобы он на веру воспринимал предложения более дальновидного руководителя, партнера.

Способность к мысленным преобразованиям, пониманию изменения значений

Способность к мысленным преобразованиям, пониманию изменения значений . Высокие показатели говорят об умении учитывать изменяющиеся условия, вносить коррекцию в планы, привязывать действия к местности. Такой человек хорошо понимает интерпретации, открыт для нового. Ему легко дается мысленное экспериментирование. Он в состоянии знакомому, привычному придать новое звучание - будь то необычное использование света в помещении, делающее его более "просторным", или новая трактовка условий договора, открывающая свободу маневра. Такой человек может по-разному использовать слова собеседника, искать скрытый смысл.

При чрезмерной выраженности возможна увлеченность рационализаторством, отвлекающая от проверенных схем работы или искаженное восприятие значений слов, подвергающихся внутренним интерпретациям. При чрезмерной увлеченности мысленными преобразованиями человеку необходимо показать безусловную приоритетность проверенных, эффективных схем работы и систематически привлекать его внимание к их использованию. В разговоре желательно спрашивать о том, как он понимает смысл обращенных к нему слов, с тем, чтобы убедиться в правильности его интерпретаций.

При низких значениях этого фактора человек может плохо понимать переносный смысл, принимать за чистую монету шутливые высказывания в свой адрес. Его видение развития производственных процессов стандартно и однотипно, а ко всем людям он подходит с одинаковыми мерками. В динамично меняющейся обстановке он будет постоянно отставать, пытаясь использовать привычные способы действия, уже утратившие эффективность.

При наличии затруднений в мысленных преобразованиях человека следует заранее готовить к планируемым изменениям, уделить этому достаточно времени и подробно разбирать шаги, которые ему предстоит сделать.

Способность к прогнозам, предвидению последствий

Способность к прогнозам, предвидению последствий. Высокие показатели говорят о способности не только понимать логику развития ситуации, но и смотреть на шаг вперед, «держать нос по ветру». Предвидение последствий позволяет принимать превентивные меры, а по тому в жизни у такого человека мало неприятных неожиданностей. Сотрудник, прогнозирующий последствия, выглядит подготовленным и умеющим ответить на еще не поставленный вопрос.

При чрезмерной выраженности этот фактор может приводить к "жизни в будущем", отрыву от настоящего, уходу в вероятностные вычисления. Тогда истощается поток информации о событиях сегодняшнего дня и человек утрачивает восприимчивость, замыкается в представлениях, порой не имеющих достаточных оснований в реальности. При увлечении прогнозами следует обращать внимание человека на необходимую полноту и достаточность оснований, соотносимость поступающей информации и выводов, типичность или случайность фактов, учет контаминирующих влияний.

Низкие показатели свидетельствуют о концентрации на настоящем положении дел, статичности в рассмотрении ситуации. Накатывающаяся волна событий может застать его врасплох, поставить в цейтнот и вызвать временную дезориентацию. При "близорукости" с человеком следует чаще разговаривать о будущем, делая акцент на тенденциях и закономерностям.

Способность к анализу, различению, сравнению и оценке по определенному критерию

Способность к анализу, различению, сравнению и оценке по определенному критерию . Высокие показатели говорят о критичности мышления, подчеркиванию различий, в ситуациях между собой и другими людьми. В связи с четкостью критериев для оценки, понравиться таким людям, подойти под их стандарты - непросто. Часто его мышление нацелено на поиск недостатков, определение «чего не хватает, что не согласуется».

Умение разбивать сложную проблему на ряд простых задач рождает внимание к деталям. Информация аналитиком распределяется на небольшие кучки, и о каждой он постарается не забыть. Любой вопрос аналитик склонен разбирать максимально подробно. Такой подход рождает точность.

При чрезмерной выраженности этот фактор способствует застреванию в мелочах, потере перспективы. Значительный акцент на расхождениях приводит к мнению, что ничто не делается должным образом, сопровождается брюзжанием, пессимизмом, опасениями неблагоприятного развития событий.
С аналитиками предпочтительней информационный контакт с подробным обсуждением каждой темы. Совершенно необходимо помочь ему сразу в процессе разговора ранжировать мелочи по степени важности, чтобы не утонуть в последующем в деталях. Его критичность и пессимизм следует воспринимать как должное и предоставлять ему право «испытывать на прочность» в обсуждении предложения и планы, что позволит заранее их доработать и приобрести дополнительный запас «плавучести».

При слабой аналитичности, неумении сравнивать и находить различия, человек может впадать в «приблизительность». Его стремление к соглашательству способствует отклонению от первоначальной модели того, как «должно быть».
С ним необходимо сразу устанавливать критерии оценки эффективности принимаемых решений, фиксировать их желательно в письменном виде и систематически обращать внимание на соответствие результатов этим критериям.

Беглость в решении стандартных задач

Беглость в решении стандартных задач . Высокие показатели говорят об умении находить верные решения для достаточно простых жизненных или производственных ситуаций, использовать стандартный подход. Переработка информации происходит по сложившемуся алгоритму, что обеспечивает надежность и высокую динамичность.

При чрезмерной выраженности можно опасаться, что человек будет "подгонять" сложившуюся ситуацию под готовые шаблоны, принося точность в жертву быстроте.
Человека с высокой беглостью стоит притормаживать в случае, когда складывается нестандартная ситуация и обращать внимание на необходимость выработки нового подхода. Не стоит ожидать от него многочисленных предложений, скорее придется самому расчленить проблему на части, к которым могут быть применимы столь эффективно используемые им подходы №№ 1,2,... и т.д.

При низких показателях можно говорить о снижении продуктивности в рутинной производственной деятельности, попытках усложнить то, что может быть разрешено просто.
Человека низкой беглостью мышления стоит нацеливать на выбор наиболее простого и экономичного решения, позволяющего достичь результата в кратчайшие сроки, предостеречь от «изобретения велосипеда».

 

Продуктивность в создании творческих альтернатив, поиске возможностей

Продуктивность в создании творческих альтернатив, поиске возможностей . Высокие показатели говорят о возможности находить нестандартные, оригинальные решения в сложной ситуации. Там, где привычные методы не действуют, когда возникает тупик, творческий подход позволяет открыть новое видение и найти выход. Когда работа превращается в «вычерпывание воды ситом», поиск возможностей создает богатство альтернатив, и вместо «опускания рук» человек начинает экспериментировать.

Такой тип мышления позволяет приходить к начальнику не только с проблемами, но и с вариантами их решений.

Обстоятельства теряют свою самодовлеющею силу, кризисные ситуации становятся благоприятной почвой, на которой могут распуститься бутоны открытий. Жизнь таких людей богата "находками" среди "серых будней". Идеи той или иной степени разработанности роятся у них в голове и требуют обсуждения. Они не удовлетворяются очевидным, им хочется чего-то еще.

При чрезмерной выраженности человек может потеряться в экспериментировании, так и не приняв единообразного способа действия. Его оригинальность может быть столь чужда окружающими, что оттолкнёт их от него. Его фантазии могут потерять контакт с реальностью и заманить в дебри авантюрных поисков.

Человека с развитым творческим подходом можно озадачивать сложными проблемами, сохраняя, однако, за собой право окончательного решения после предварительного обсуждения на реалистичных позициях. Совершенно необходимо выслушивать его идеи, пусть они и не до конца разработаны, и поддерживать с Вашей точки зрения приоритетные начинания.

Ранняя критика губит творческую мысль, превращаясь из лекарства в яд. На готовность выслушать, на одобрение дальнейших поисков можно ожидать ответа в виде потока предложений. Желательно фиксировать такие идеи в письменной форме, допуская, что если не сейчас, так в дальнейшем они могут пригодиться.

При малой продуктивности творчества, неумении видеть альтернативы, человек превращается в заложника благоприятного стечения обстоятельств. Бедность ассортимента решений не позволяет адекватно расставить приоритеты и порой он вынужден выбирать из двух зол меньшее. Отсутствие поиска создает застой в мозгах и действиях, предполагая «качение по накатанной колее» в «ожидании тупика».

При малой продуктивности творческого мышления человека лучше не ставить перед сложными ситуациями. Лучше манипулировать условиями, заданиями, или поручить это другому, во избежании «блокировки мозгов» и непродуктивного топтания на месте. Такой человек постепенно «врастает» в новые действия, подвергаясь трансформации под влиянием обстоятельств. В силу пассивности творческого интеллекта этот процесс требует времени и не может быть ускорен.

Понимание семантики, концептуальной информации, речевая развитость

Понимание семантики, концептуальной информации, речевая развитость. Высокие показатели свидетельствуют о хорошем словарном запасе, богатом наборе использованных понятий. В голове у такого человека крутится много слов, которыми он может играть, подбирали наиболее подходящие для точного выражения своей мысли. Ему не составит груда понимание текста или высказываний собеседника. Он может легко передавать своими словами смысл услышанного. Хорошо разбираясь в значении слов, он может доходчиво и разносторонне излагать свою позицию в письменной или устной форме.

Человеку с хорошим пониманием семантики и речевой развитостью можно предлагать делать доклады, озвучивать проблемные вопросы, чаще выступать на совещаниях. Коллеги, будучи при этом пассивными, но заинтересованными слушателями, могут пользоваться его формулировками, что значительно увеличит динамику обсуждения. Когда речь идет о письменной фиксации договоренностей, к нему можно обращаться с просьбой предоставить лу­шую формулировку уже сказанному.

Низкие показатели говорят о косноязычии, оперирование ограниченным набором штампованных выражений и слабой ориентацией в значении произнесенной вслух информации.
Для обеспечения понимания в общении с человеком, плохо владеющим семантикой нужно использовать схемы, рисунки, диаграммы, цифры. Излагать свою позицию ему будет проще с карандашом или мелом в руке.

Понимание поведения людей, собственных поступков

Понимание поведения людей, собственных поступков. Высокие показатели говорят о богатом опыте общения с людьми. В мысленной «коллекции» содержатся много типов личностей. Развитость этого фактора позволяет «читать» людей, ориентироваться в их потребностях и желаниях, улавливать изменения настроения. В дополнение к этому осознание своих собственных чувств, желаний, состояний открывает доступ к эффективной саморегуляции.

К сотруднику с развитым пониманием человеческой натуры можно обращаться как к эксперту, консультируясь по поводу поведения коллег. Его можно приглашать на переговоры, где от уровня контакта и взаимного доверия сторон многое зависит.

Низкие показатели могут свидетельствовать о систематическом попадании впросак, когда дело касается переговоров или установления доверительных отношений. Невнимательность к индивидуальным различиям рождает тенденцию всех грести под одну гребенку, а слабая ориентировка в реакциях собеседника оставляет много неясностей относительно результатов контакта. Естественно, влиять на поведение других людей при таком раскладе, человеку будет весьма затруднительно. Слабое самосознание блокирует личное совершенствование.

При низких показателях человеку лучше не давать заданий, результативность которых зависит от умения договориться.

Умение оперировать цифрами, находить численные закономерности

Умение оперировать цифрами, находить численные закономерности. При высоких показателях для человека цифры - это открытая книга. Ему легко рассматривать проблему, когда она формализована в числовых закономерностях. Точные соотношения и математические модели он может использовать и как метафоры для понимания действий людей, логики развития событий.
Человеку с хорошим умением работать с цифрами можно предложить рассмотреть ситуацию в ее численном выражении, тогда язык взаимодействия будет для него более понятен.

При низких показателях цифровая информация переваривается долго. Человеку с трудом даются умственные вычисления, а перевести на язык цифр наблюдаемые явления становится непосильной задачей.
Для человека, у которого с цифрами «нелады» - лучше держаться от них подальше, или на худой конец иметь листочек, калькулятор под рукой. Поручать ему задания, требующие анализа точных численных закономерностей дело опасное, слишком медленно он будет его выполнять и слишком много ошибок может допустить.

Поленезависимость, ориентация на собственные цели, опыт, низкая внушаемость

Поленезависимость, ориентация на собственные цели, опыт, низкая внушаемость . Высокие показатели по этому параметру говорят о целенаправленности действий. Такой человек не поддается блеску мишуры, ему трудно «заговорить зубы, сбить с толку». Когда окружающие создают помехи, он все равно гнет свою линию. В ситуации массового ажиотажа, паники, неразберихи он сохраняет хладнокровие и следует намеченному плану.

Сотрудничая с другими, он часто может брать на себя руководство работой, даже если инструкцией за ним закреплена подчиненная роль. В беседе он не отклоняется от темы и стремится вернуть разговор в деловое русло. Если на него оказывается эмоциональное давление, он не идет на поводу, а предлагает рассмотреть факты.

При чрезмерной выраженности поленезависимость приводит к игнорированию обратной связи, мнению о себе окружающих в данный момент, упрямству в спорных вопросах.
При значительной поленезависимости потребуется изрядная доля терпения и умение аргументирование высказываться, чтобы в чем-то убедить такого оппонента. Эффект воздействия на поленезависимого во многом связан с умением задействовать его внутреннюю мотивацию.

Поленезависимому можно поручать задания в отрыве от «лагеря», отпускать в автономное плавание, так как он не нуждается в помощи "родных стен".

При выраженной полезависимости человек импульсивно откликается на реакции других, склонен идти у них на поводу и соглашаться с изменением направления разговора. При этом он может значительно отклониться от намеченной цели, поддаться внушению момента. Высокая чувствительность во взаимодействии с людьми делает его компетентным и «удобным» в общении, зависимым от поддержки и одобрения окружающих. Полезависимый может принять любую плоскость контакта: «учитель-ученик», «равноправное партнерство», «смена ведомого».

Полезависимого желательно не выпускать из поля своего эмоционального внимания. Для направляющего воздействия лучше использовать психологические поощрения и порицания.

Пары из двух поленезависимых плохо срабатываются.

 

вернуться в раздел Литература по психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"YandeG" - рейтинг сайтов
Рейтинг лучших сайтов YandeG
Рейтинг TOP100